Історія

1-е упоминание о Владимире на Волыни встречаем в летописной «Повести временных лет» под 988 г. С тех пор город был столицей удельного княжества. Со временем здесь учреждается епископская кафедра. На рубеже XI-XII вв. ее занимали свт. Стефан (†1094) и свт. Амфилохий (на кафедре с 1105, †1122): 1-й был учеником прп. Феодосия Печерского, его преемником по игуменству в Киево-Печерской Лавре, затем основателем и 1-м игуменом Кловского монастыря в Киеве; 2-й также считается выходцем из Лавры. В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным.

В 1199 г. Волынский князь Роман Мстиславич (†1205) присоединил соседнее Галицкое княжество. Возникло новое политическое образование – Галицко-Волынское княжество. Сыновья Романа Даниил Галицкий (†1264) и Василько Волынский (†1269) владели двумя частями княжества как соправители, показав редкий пример единодушия. Мощь Галицко-Волынского княжества не сломило даже монгольское нашествие. Несмотря на полное истребление в 1240 г. монголами жителей Владимира, город быстро возродился, и в 1257 г. монголы, при новом вторжении, были отбиты владимирцами. Впрочем, в 1259 г. на Волынь неожиданно пришло другое войско монгол, и русичам, застигнутым врасплох, пришлось, в обмен на мир, самим уничтожить укрепления Владимира и ряда других городов. Благодарную память оставил по себе князь Владимир Василькович1270): он прославился благочестием, делами милосердия, одаривал и строил храмы и монастыри, опекал книжное дело, сам переписывал книги, старался избегать войн (†1288). До 1292 г. во Владимире велась Галицко-Волынская летопись, одна из основных летописей Древней Руси.

Когда в 1-й пол. XIV в. династия Романовичей угасла, за земли Галицко-Волынского княжества развернулась борьба между Польшей и Литвой (вероятно, с наступлением Польши на Волынь связан отъезд из Владимира правящего епископа Афанасия, который в 1350-х гг. переселился в Северо-Восточную Русь и там возвел прп. Сергия Радонежского в сан игумена). Прочно овладев Галицией, Польша оказалась вынужденной в кон. XIV в. уступить Волынь Литве. На Владимир-Волынскую кафедру был назначен новый епископ. В 1431 г. Владимир окончательно закреплен за Литвой. При объединении в 1569 г. Литвы и Польши в Речь Посполитую Волынь стала частью этого нового государства. В 1590-х гг. православная Владимир-Волынская кафедра перестала существовать в связи с тем, что ее епископ Ипатий Потий явился одним из инициаторов Брестской унии.

При ликвидации Речи Посполитой в кон. XVIII в. Владимир вошел в состав Российской империи (1795) и стал называться Владимиром-Волынским. В 1799 г. была образована православная Волынская епархия с центром в Житомире, включившая и Владимир-Волынский. В 1891 г. в епархии учреждается должность викарного Владимир-Волынского епископа, который, однако, проживал в Житомире. В 1908-1916 и 1917-1919 гг. епископом Владимир-Волынским был сщмч. Фаддей (Успенский), управлявший затем Волынской епархией (в 1921 подвергся аресту, затем служил в России, в 1937 вновь арестован, в 1938 расстрелян). После распада Российской империи Владимир-Волынский с 1920 г. принадлежал возрожденной Польше, викариатство находилось в ведении польской православной иерархии. В 1939 г. город был присоединен к СССР, викариатство в 1940 г. возвращено РПЦ и существовало до 1943 г. В 1996 г. в составе УПЦ вновь учреждена отдельная Владимир-Волынская епархия.

Город стоит на правом, северном берегу р. Луги. В историческом центре города в Лугу впадает ее правый приток Смоч. Вокруг устья Смочи цепь высот правого берега Луги образует амфитеатр с низменным дном. Почти посредине «амфитеатра», на правом берегу Смочи, поднимается отдельно стоящий холм, известный как Замковая гора: здесь зарождался древний Владимир. Впоследствии город раскинулся и на окрестных высотах. Первым участком, на который город «шагнул» с Замковой горы, стал мыс на юго-западном углу «амфитеатра»: считают, что некогда он был отдельным холмом, но впоследствии углубление между ним и соседними высотами исчезло. На мысу расположена усадьба кафедрального Успенского собора, которую с давних времен называют епископским замком.

Князь Мстислав возводил в 1156-1160 гг. собор Успения Пресвятой Богородицы по подобию одноименного храма Киево-Печерской Лавры. В соборе были похоронены сам Мстислав (1170) и известный своим благочестием Владимир Василькович (1288). После очередного татарского разорения (1491) еп. Владимир-Волынский Вассиан обновил собор в 1494 г. и обнес его укреплениями, давшими начало епископскому замку. Когда древнее право вельмож избирать настоятелей в опекаемых храмах и монастырях превратилось в Литве в произвольную раздачу князьями «нужным людям» церквей, обителей и епархий в качестве «доходных мест», Успенский собор пережил один постыдный эпизод: в 1565 г. Холмский еп. Феодосий Лозовский, получив от светских властей грамоту на занятие Владимир-Волынской кафедры, изгнал (при помощи артиллерии!) из епископского замка дворянина Ивана Борзобогатого-Красенского, который незадолго до того получил такие же права на епархию. С 1596 г. храм стал кафедральным собором униатов, которые неоднократно поновляли его. Самое большое поновление было предпринято в 1753 г.: с запада пристроили 2-ярусный внешний притвор с обращенными наружу лоджиями, изменили завершение фасадов. Устройство в толще одного из внутренних опорных столпов лестницы (на подвесную кафедру для проповедей) вызвало в 1782 г. обрушение сводов. Попытки организовать восстановление собора долго оставались безуспешными. Лишь в кон. XIX в. трудами местного судьи и мецената Емельяна Дверницкого (18341906) был создан комитет по исследованию руин собора, вскоре преобразованный в церковное братство, которое развернуло широкую деятельность по изучению православной старины Волыни. В рамках мероприятий братства, в 1886 г. руины собора обследовал археолог Адриан Прахов. Он составил проект реставрации храма в формах XII в. с сохранением пристроек XVIII в. и 5-главым завершением: главный купол – в виде митры, другие – в виде скуфей. Проект не нашел поддержки, и исследования решено было продолжить. В 1893 г. более скрупулезное изучение руин произвел Г. Котов, который представил свой проект: при реставрации храма в манере XII в. – разобрать все поздние пристройки и восстановить только центральный купол шлемовидной формы. Проект реализовали в 1896-1900 гг. Дискуссионным остался вопрос об изначальном количестве куполов (на 1588 г. их было несколько, но все ли они древнерусские – неведомо) и назначении древних фундаментов, найденных по бокам притвора. После восстановления храм вновь открылся как православный. С 1996 г. он является кафедральным собором Владимир-Волынской епархии УПЦ.

Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.